Андрей Терехин (emelian1917) wrote in spb_politics,
Андрей Терехин
emelian1917
spb_politics

Влияние католической церкви на дипломатию

Вероучение Римско-Католической церкви не позволяет ей оставаться в стороне от процессов, которые происходят в обществе, включая политические и экономические отношения. Основанием для такой идеологии является стих из Библии: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» , который подчеркивает необходимость для христиан занимать активную позицию. Папа Иоанн Павел II особо отметил этот тезис в обращении к католикам-представителям университетского сообщества: "Христианин не может ограничиться простым анализом исторических процессов, пассивным отношением, - как будто он не может в них вмешаться, как будто он ведом слепой и безличной силой".

Следует заметить, что из всех религиозных сообществ католическая церковь обладает наибольшим спектром возможностей, как единственное признанное государствами и мировыми организациями международное юридическое лицо. Ватикан фактически является самостоятельным городом-государством, что позволяет ему открыто представлять свои интересы на политической арене. Например, Русская Православная Церковь не может себе позволить полноценное политическое влияние на государственные решения не только в мире, но и на своей исторической территории, поскольку в России существует ясное разграничение духовной и светской власти. Архиепископ Джованни Лайоло в своем интервью подчеркнул самостоятельность католической церкви: «Святой Престол присутствует на международной арене, не опираясь ни на какую политическую, военную, финансовую или экономическую власть» .

Таким образом, католическая церковь в своей международной политике имеет вполне определенные приоритеты, располагает политическими и финансовыми возможностями для активного участия, а также обладает в должной степени независимостью. При этом, несмотря на то, что внешне аппарат ватиканской дипломатии мало чем отличается от аппарата любой другой державы, между ними существуют коренные различия по двум основным пунктам: целям и средствам их достижения. Святой Престол сегодня имеет дипломатические отношения со 176 странами, Европейским союзом и Суверенным Военным Орденом Мальты; отношения особого рода с Россией и Организацией Освобождения Палестины. Ватикан также участвует в различных международных и межправительственных организациях; является постоянным наблюдателем с правом голоса при Организации Объединенных Наций.


Внешняя политика Ватикана сегодня во многом исходит из беспокойства о негативных характеристиках глобализации, происходящей во всем мире. В 1994 году была создана специальная Папская академия социальных наук, которая занимается проблемами современного общества. Ее действительные члены, ученые, обладатели высших научных степеней, обсуждают вопросы глобализации, занятости населения, отношений поколений и демократии.
Третья энциклика «Caritas in Veritate» («Милосердие в истине»), представленная Папой Римским Бенедиктом XVI в июле 2009 года перед саммитом G8, во многом посвящена современным проблемам глобализации. В ней Понтифик уделяет особое внимание экономическим проблемам, подчеркивая, что глобализация может увеличить в мире бедность и усилить неравенство, что вызовет социальный кризис. «Все более глобализованное общество сближает нас, но не соделывает нас братьями», замечает он. Итак, необходимо мобилизоваться, с тем, чтобы экономика эволюционировала «в направлении всецело человеческих результатов» .

Бенедикт XVI, еще в бытность свою кардиналом Йозефом Ратцингером, выступая на симпозиуме «Церковь и экономика в ответственности за будущее мировой экономики» в 1985 году говорил об опасности экономического неравенства для единства человечества. В своей речи он открыто осудил принципы свободного рынка, продиктованные Адамом Смитом, заметив что: «на протяжении длительного времени понятие "деловая этика" было пустым звуком, потому что экономика была предоставлена воздействию принципов эффективности, а не моральных принципов. Как раз внутренняя логика рынка и должна освобождать от необходимости зависеть от моральности его участников».
В своем докладе он осудил как либеральную, так и марксистскую модели экономики, отметив, что детерминизм, характерный и для той и для другой модели, ведет к отказу от рассмотрения этики, как независимого начала, имеющего значения для экономики.

Современное отношение Ватикана к экономическим проблемам глобализации Папа Римский Бенедикт XVI высказал в своей третьей энциклике, где он снова возвращается к теме необходимости симбиоза этики и экономики. Во многом она наследует принципы, изложенные в 1967 году в энциклике «Populorum progressio» Павла VI. Он отмечает, что исключительная цель получения прибыли, «когда конечной целью не ставится общее благо, рискует разрушить богатство и создать бедность». Мнение о независимости экономики от «влияний нравственного характера, - замечает Папа, - побудило человека злоупотреблять экономическим орудием, даже разрушительным образом». «Чтобы стать подлинно человеческим», развитие должно «уделять место принципу бескорыстия». И это в особенности относится к рынку.

Понтифик перечислил некоторые искажения развития, такие как:
• спекулятивная финансовая деятельность
• провоцируемые и плохо управляемые миграционные потоки
• необузданная эксплуатация ресурсов Земли
• рост всемирного богатства при увеличении неравенства и рождения новых форм бедности
• коррупционность в богатых и в бедных странах
• неуважение прав трудящихся транснациональными компаниями
• оторванность международных субсидий от их целевого назначения из-за безответственности стран-доноров и получающих стран
• излишние формы охраны знаний со стороны богатых стран, посредством слишком строгого регламентирования права интеллектуальной собственности, особенно в области здравоохранения

Папа Римский считает, что необходимо улучшить инфраструктуру, ирригационные системы и транспорт беднейших стран. В то же время требование главы Ватикана для промышленно развитых стран заключается в уменьшении потребления энергии и заботе об окружающей среде.

В энциклике "Милосердие в истине" Бенедикт XVI подчеркнул, что он не настроен против глобализации экономики, но только при условии, что она позволит более справедливо перераспределить богатства планеты. При этом он предупредил, что "глобализация может увеличить в мире бедность и усилить неравенство, что вызовет социальный кризис". По мнению понтифика, поиск работодателями максимально дешевой рабочей силы ведет к нарушению прав самих рабочих, и призвал их создавать объединения и союзы для защиты прав и гарантии постоянной занятости для всех. Папа пишет об «эпохальном» феномене миграций. «Ни одна страна, - убежден Святой Отец, - не может считать себя способной в одиночку решить проблему миграций». Каждый мигрант - человеческая личность, наделенная «правами, которые должны уважать все и при любых обстоятельствах». Папа просит, чтобы иностранных работников не воспринимали как товар, и указывает на «прямую связь между бедностью и безработицей». Он пишет о достойном труде для всех и предлагает профсоюзам, независимым от политики, обратить внимание на трудящихся тех стран, где попираются социальные права.

Следует отметить, что, начиная с XX века и сегодняшнего дня, политика Ватикана в отношении экономических проблем глобализации отличается крайней устойчивостью приоритетов, наследующих основы вероучения католической церкви.

Разумеется, что цели, поставленные Ватиканом для развития международной экономики, требуют серьезных институциональных изменений. Это серьезная проблема, поскольку здесь происходит серьезное столкновение интересов Церкви с сугубо личными экономическими и политическими интересами каждой страны в отдельности. В особенности это касается России, а также азиатских стран, для которых авторитет Святого Престола не является в той же степени значимым, как для стран Европы.

С другой стороны, нет нужды обманывать себя и утверждать, что все остается по-прежнему. Речь идет и о значительном непредсказуемом расширении сферы воздействия отдельных акций и процессов национального (регионального, интернационального) уровня на международные отношения с учетом усиливающейся взаимозависимости отдельных стран в современных условиях.
Вполне понятно, что глобализация уже способствует активному изменению основных институтов. Вопрос в том, будет ли этот процесс управляемым и направленным на конкретные цели, или будет носить реакционный хаотический характер.

Католическая церковь, несмотря на свои возможности и политическое влияние, занимает позицию некоторой автономии. Ее взгляды на содействие общему благу общества в соответствии с велениями совести не имеет ничего общего с "конфессионализмом" и религиозной нетерпимостью. В учении католической церкви о морали "светскость", понимаемая как автономия гражданской и политической сфер от религиозной и церковной - но не от нравственной, - это ценность, которую не только принимает и признает Церковь, но которая также принадлежит наследию современной цивилизации.

Свою роль Ватикан видит в наставлении и просвещении совести верующих, особенно тех, кто участвует в политической жизни, чтобы их поступки неизменно способствовали полному развитию личности и достижению общего блага. При этом социальное учение Церкви не должно вмешиваться в управление государством.

Католическая церковь особое внимание уделяет деятельности Организации Объединенных Наций, которая «которая воплощает в себе высшую степень международного правопорядка и способствует гармонизации жизни народов на земле». «Это крайне необходимо в парадоксальной ситуации, когда многосторонний консенсус по-прежнему находится в состоянии кризиса, поскольку все еще подчиняется решениям немногих, в то время как мировые проблемы требуют ответных коллективных действий со стороны международного сообщества», — заявил Бенедикт XVI в своем выступлении перед членами Генеральной Ассамблеи в апреле 2008 года .

Для решения главных вопросов развития преодоления неравенства людей, защиты окружающей среды, решения проблем ресурсов и климата необходимо, чтобы все международные лидеры действовали совместно и проявляли готовность работать добросовестно, соблюдать право и укреплять солидарность с самыми слабыми регионами планеты. В первую очередь Ватикан уделяет внимание странам Африки и другим частям мира, которые оказались на обочине развития и пострадали от негативных последствий глобализации.

В международных отношениях очень важную роль играют нормы права и общие принципы, направленные на общее благо всего человечества и, таким образом, защиту свободы человека.
По мнению Ватикана государство должно нести основную ответственность за защиту своего населения от нарушений прав человека, а также от последствий гуманитарных кризисов. Если же государства не могут обеспечить эту защиту, то международное сообщество обязано вмешаться, опираясь на принципы, предусмотренные в Уставе ООН и в других международных документах.

Папа Римский считает, что такие меры со стороны международного сообщества, при условии, что они предприняты на основе международного права, никогда не следует толковать как ограничение суверенитета государств. Он подчеркнул, что гораздо опаснее проявление равнодушия к страданиям.

Таким образом, в глобальных вопросах институционального развития Ватикан призывает к поиску эффективной стратегии устранения неравенства между странами и социальными группами, а также повышения безопасности на планете. При этом Бендикт XVI подчеркивает, что в своей работе ООН должна использовать готовность верующих посвятить себя всему человечеству и опираться на результаты диалога между религиями. Роль католической церкви в готовности внести свой вклад в строительство такой системы международных отношений, которая позволит каждому человеку и каждому народу ощутить к ней свою причастность.

В «Caritas in Veritate» Папа Римский предлагает создать наднациональную структуру, которая должна помочь человечеству выйти из очередного мирового финансово-экономического кризиса. Фактически глава Ватикана призвал к созданию "мировой политической власти" ради "оздоровления экономик, затронутых кризисом", и "предотвращения их ухудшения и усиления неравновесия". По мнению понтифика, "эта организация должна взять на себя решение вопросов разоружения, продовольственной безопасности и иммиграционной политики". Бенедикт XVI полагает, что такая организация "должна признаваться всеми и служить эффективной властью ради обеспечения безопасности, уважения и прав каждого".

Наибольшим влиянием сегодня Ватикан пользуется на своей исторической территории стран Европы, где большинство верующих принадлежат католической церкви. Это накладывает особый аспект на взаимоотношения католической церкви и светской власти в Евросоюзе. Первостепенной задачей Святого Престола на пространстве Европейского союза является духовное единство всех граждан, при опоре на христианские традиции европейской истории. Как нельзя лучше это видение Ватиканом своих задач отражено в призыве Павла VI к европейским епископам в октябре 1975 г. помочь Европе «обрести душу» в период поиска политического и экономического единства. «Только христианская цивилизация, из которой родилась Европа, сумеет спасти континент от наступившей опустошенности <…> обрести свою духовную самобытность и взять на себя моральную ответственность по отношению к своим партнерам в этом мире» .

Совещательный статус Ватикана при ЕС позволяет ему высказывать свою позицию по многим предложениям, вносимым Европейской комиссией и Европейским парламентом. Тем не менее, отношения между руководством Евросоюза и католической церкви в последнее время следует охарактеризовать скорее как напряженные. В 2008 году Ватикан дал понять, что обеспокоен сейчас теми процессами, которые происходят в Евросоюзе и рядом решений Европарламента, включая изъятие упоминания о Боге и христианстве в проекте Конституции ЕС и сменившем его Лиссабонском соглашении . Такая позиция показывает предрасположенность католической церкви к ее участию в светском управлении.
Особое место во внешней политике Ватикана в годы понтификата папы-поляка Иоанна Павла II всегда занимал «восточный вопрос» – проблема интеграции в европейское сообщество государств Восточной Европы, их самоидентификации в едином, по убеждению папы, духовном пространстве континента. Начиная со «Slavorum apostoli» , Иоанн Павел II агитировал Евросоюз уделять должное внимание своему восточному крылу, а в годы расширения ЕС призывал «всецело интегрировать в себя страны Восточной Европы и вобрать в себя всю их специфику» .

Понтифик Бенедикт XVI продолжает эту политику. Римский Папа активно участвует в диалоге по сближению Белоруссии и Евросоюза. На личной встрече в апреле 2009 года католической церкви было предложено заключить договор о сотрудничестве с белорусским правительством аналогичный тому, что Минск подписал несколько лет тому назад с православной церковью. Белорусский лидер обсудил с Папой Римским и более широкомасштабные проблемы, касающиеся взаимодействия между католиками и православными в целом. Со стороны Белоруссии это был своего рода шаг на опережение, еще раз показывающий значимость католической церкви на территории Евросоюза. В то время, как некоторые европейские политики крайне негативно отнеслись к участию Белоруссии на саммите ЕС, после встречи белорусского президента с Бенедиктом XVI, они вынуждены занять иную позицию. Ведь будучи принят в Ватикане верховным иерархом, он получил поддержку в глазах прихожан-католиков, которые имеют серьезное влияние в Европе . По сути, Римско-католическая церковь жила идеей интеграции много раньше, чем нынешние институты Евросоюза, и продолжает ее развивать.

Практическое руководство религиозной, политической и хозяйственной деятельностью Ватикана сосредоточено в Римской курии. Согласно Апостолическим конституциям Regimini Ecclesiae Universae (1968 г.) и Pastor Bonus (1989 г.), администрация католической церкви и Ватикана состоит из нескольких ведомств. Исполнением решений Папы и координацией деятельности римской курии занимается Государственный секретариат. Его главе – государственному секретарю – предоставлены все полномочия в области светского суверенитета; фактически он исполняет обязанности премьер-министра.

В состав Римской курии входят Государственный секретариат, 9 конгрегаций (духовные ведомства), 3 трибунала, 11 папских советов, 5 комиссий, Синод епископов, Апостольская библиотека, кадровый офис и другие ведомства.
Конгрегации: доктрины веры; Восточных Церквей; Божественной литургии и дисциплины таинств; канонизации; евангелизации народов; клира; институтов духовной жизни и обществ апостольской жизни; католического образования; епископов.

Трибуналы: Апостолический Пенитенциарий; Верховный Трибунал Апостолической Сигнатуры; Трибунал Римской Роты.
Папские комиссии: культурного наследия Церкви; «Ecclesia Dei»; духовной археологии; библейская; международная теологическая; по Катехизису; по делам Латинской Америки.
Папские советы: по светским делам; по экуменизму; мира и справедливости; «Cor unum»; пасторской опеки для иммигрантов и интернированных; пасторской медицинской опеки; по законодательным текстам; по межрелигиозному диалогу; культуры; общественных отношений.
Юридические инстанции – Высший церковный суд, Высший трибунал Апостольского суда и местный трибунал. Каждая конгрегация возглавляется кардиналом-префектом. Срок пребывания в должности лиц, занимающих важнейшие посты, – 5 лет. Эти лица должны уходить в отставку со смертью Папы.

Папские Советы посвящены решению конкретных проблем, на которые взгляды церкви конфликтуют со взглядами общественности. К числу таких вопросов относят гомосексуализм, эвтаназию, аборты и прочие угрозы «нравственного характера». При этом мнение Ватикана, выраженное Папским Советом, играет серьезную роль для светской власти.
Примером этого может служить конфликт между Папским советом по пастырскому попечению о работниках здравоохранения и Апелляционным судом Италии по вопросу эвтаназии гражданки страны Элуаны Энгларо. Верховный суд Италии подтвердил принятое ранее Апелляционным судом страны решение об эвтаназии 36-летней Элуаны Энгларо, которая находится в состоянии комы после автокатастрофы с 18 января 1992 года. В 1999 году ее отец обратился в суд с просьбой прекратить принудительное питание дочери. В июне 2008 года Апелляционный суд страны удовлетворил просьбу Энгларо, на это суду потребовалось девять лет.
Однако, кардинал Хавьер Лозано Барраган осудил это решение. "Отключение Элуаны Энгларо от аппаратов жизнеобеспечения равнозначно смертному приговору", - отметил он.
Кардинал заявил, что выражение "вегетативное состояние" можно употреблять по отношению к растениям, но никак не к людям. В отличие от растения, которое можно срезать, человека ни при каких обстоятельствах нельзя лишать жизни, добавил ватиканский иерарх.

Президент Папской академии "В защиту жизни" и ректор Папского Латеранского университета архиепископ Рино Физикелла назвал Элуану "девушкой, приговоренной к смерти". Архиепископ заявил, что подобное решение "чуждо культуре итальянского народа, это настоящее покушение на жизнь". Папа Римский Бенедикт XVI заявил, что эвтаназия — прерывание жизни неизлечимо больного — ошибочное решение.

В феврале Элуану перевезли из больницы Лекко на окраине Милана в частный госпиталь ”Ла К’етте” в городке Удине на севере Италии. Десятки людей собрались под стенами больницы и скандировали ”Элуана жива!”, ”Не убивайте ее!” и ”Элуана, проснись!”. Больную должны были отключить от аппарата искусственного дыхания. Но глава итальянского правительства Сильвио Берлускони подписал декрет, которым запретил врачам прерывать жизнь пациентки. Президент страны Джорджио Наполетано отказался подписывать распоряжение. Это чуть не привело к конституционному кризису в Италии.

Ватикан действует также через светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся клерикальные политические партии в разных странах мира.

В процессе принятия Конституции Евросоюза авторитету католической церкви был нанесен серьезный ущерб. Несмотря на все политическое лобби Ватикана в Конституции не было прямого упоминания о христианстве, что вызвало у церкви возмущение. Из-за отклонения Конституции, ЕС оказался в институциональном тупике. Чтобы двигаться дальше, было необходимо серьёзно упростить структуру коллективных органов, принципы и порядок их работы, сделать их деятельность более понятной и прозрачной. Для решения этой двуединой задачи был предложен Лиссабонский договор.

Ирландия первоначально выступила против ратификации Лиссабонского договора о реформировании ЕС, поскольку в Лиссабонский договор входит Хартия фундаментальных прав, которая предполагает равенство всех меньшинств, а ирландцев-католиков "беспокоят проблемы уравнивания прав сексуальных меньшинств, что обсуждает Европа" .

Однако, католическая церковь в лице архиепископа Дублинского Дермота Мартина, поддержала необходимость ратификации договора. Он опубликовал «пасторское размышление» от имени Конференции ирландских епископов под названием «Воспитание общества ценностей». Он приветствовал возможность прокомментировать Лиссабонский договор и процитировал псалом 127: «Если Господь не построит дом, напрасно трудятся строители». Примас Ирландии кардинал Шон Брэди призвал граждан страны пересмотреть критическое отношение к Лиссабонскому договору. О своей поддержке документа кардинал заявил в ходе рукоположения бывшего генсека Комиссии епископских конференций Европейского Союза Ноэля Тренора в епископы Дауна и Коннора. Дермот Мартин также отметил, что христианские гуманитарные ценности заложены в основу Лиссабонского договора. Однако он выразил сожаление по поводу того, что в договоре отсутствует явное признание роли наследия христианства для Европы .

В целом католическая церковь испытывает серьезное беспокойство по поводу потери католицизмом европейской эксклюзивности и упадком католической Европы. Политика папы Римского направлена на возрождения католического христианства в Европе, среди прочих, таких как протестантизм и православие, представляющих серьезную конкуренцию особенно на востоке.

В действительности сложность ситуации в том, что европейцы не стали атеистами, но большинство из них полагают, что духовность существует и вне пределов организованной религии. При этом большую популярность обретают харизматические традиции, подчеркивающие индивидуальный духовный опыт и практикующие митинги и фестивали. Эти праздник собирают миллионы католиков со всех уголков мира.

Жители Западной Европы приветствуют реформацию католической церкви. Виктор Еленский в своей статье «Религии в Украине» приводит результаты исследования, согласно которому считают необходимым позволить священникам жениться 83% католиков Германии, 82% – Ирландии, 79% – Испании, 69% – США и, в то же время, 50% – Польше и только 21% католиков – Филиппин. Приблизительно такая же ситуация относительно того, что епископов должны избирать, а не назначать, – за это высказываются 75% немцев и намного меньше, лишь 51% – филиппинцев.

Другими словами, в Европе есть точки возрождения католической цивилизации. И чтобы пророчить ее возвращение – естественно, в очень отличительных от предыдущих веков чертах – есть больше оснований, чем говорить о ее упадке .
При утрате внешней религиозности, жители Европы продолжают посещать воскресные мессы, а также верят в рай и ад, а собрание людей для траура в связи со смертью Ивана Павла II наглядно показало их истинное отношение к католической церкви.
Следует не забывать, что при этом наступление исламской религии делает католицизм одним из признаков идентичности европейского человека, даже тех, кто раннее не задумывался об этом.

Политику в отношении прав человека Ватикан проводит в соответствии с католической социальной доктриной. Особенно 2009 год заставил Святой Престол усилить акценты на необходимости избежать попрания прав человека из-за экономического кризиса. На 10-й сессии Совета по правам человека ООН архиепископом Сильвано Мария Томази подчеркнул необходимость согласованных действий, чтобы гарантировать продвижение прав человека и в нелегкий период экономических трудностей .

Ватикан беспокоит рост влиятельности правительств, которой нарушает демократические устои, возможный в этот период. Намеченные цели тысячелетия по борьбе с бедностью полностью не выполняются. Резко сократилась помощь богатых стран бедным, а также помощь иммигрантам. Эта ситуация угрожает выживанию целых семей и влечет за собой сокращение вложений в воспитание новых поколений, что, в свою очередь, отразится на будущем. Кроме того, когда попираются права широких масс, утрата надежды подвергает опасности мир за земле. Поэтому необходимы согласованные действия для продвижения прав человека, при учете этических оснований экономической и финансовой деятельности.

Архиепископ Томази возложил вину за экономический кризис и проблемы, с ним связанные на поведение некоторых экономических и финансовых деятелей, в том числе руководителей банков, которым следовало бы с большим вниманием и ответственностью контролировать эти системы. Он продолжил мысль Папы Римского из последней энциклики о том, что в финансовой деятельности нельзя смотреть только на легкую прибыль, но следует стремиться к общему благу.

Дуарте да Кунья, Генеральный секретарь Совета Епископских Конференций Европы заметил, что «Главное содержание энциклики заключается в том, что Папа ставит в центр заботы Церкви человека. Церковь должна смотреть на человека в ее полноте, в ее развитии и содействовать этому развитию на всех уровнях: интеллектуальном, духовном, экономическом, политическом, социальном. Задание Церкви - защищать человека», - заметил он .

Католическая церковь по своей сути и организации отличается от государства и его структур, но служение защите прав человека является общим делом. Ни в случае государства, ни в случае церкви нельзя объявлять монополию на решение социальных вопросов. «Когда говорится, что религия является частным делом, а не публичным, мы, католики, как думается и представители в целом всех религий, не соглашаемся с этим, убедительно утверждая, что религия имеет влияние на социальную жизнь и должна иметь свое место в социальной и общественной жизни человека», - сказал отец Дуарте.

Католическая доктрина о правах человека служит платформой для политики Ватикана в Европе и является поводом для разногласий по некоторым вопросам с государством. На 37-ом съезде Генеральных секретарей Епископских Конференций Европы было обращено особенное внимание на отношения Церкви и государства во время секуляризации и все более частых примеров узаконивания государством абортов, эвтаназии и тому подобное.

Что касается отношения Ватикана с Россией, то это в первую очередь отношение между католической и Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что эти отношения не отличаются особой теплотой. При этом вполне вероятно предположить, что взаимное недоверие складывается скорее из различий политических интересов стран, чем из-за различных мнений по религиозным вопросам.

Формулируя основную угрозу со стороны католической церкви, православные заявляют о намерении Рима присоединить Православные церкви к Святому Престолу. При этом существует ряд разногласий, которые затрудняют диалог между церквями, в том числе память об исторических событиях; украинский вопрос, где католическая церковь начала активную экспансию; вопрос прозелитизма, то есть переманивания на свою сторону верующих.

Конфронтация между церквями продолжается, при этом, несмотря на то, что Русская Православная Церковь заявила в лице главы отдела внешних церковных связей Московского Патриарха архиепископа Волокамского Иллариона о готовности выйти на новый уровень отношений, на деле все остается по-прежнему. До урегулирования конфликтов с православной церковью Ватикану придется забыть о возможности развития дипломатических отношений с Россией и создания положительного имиджа Святого Престола на ее территории.


В качестве выводов к вышеизложенному, хотелось бы заметить, что пожелания Ватикана в отношении решения проблем глобализации путем создания новой финансовой системы, основанной на этичности, а также создания мирового правительства являются пригодными для установления их в качестве приоритетных для всех государств в мировой политике.
В то время как международная позиция всех без исключения государств исходит исключительно из своих экономических и политических интересов, позиция Святого Престола независима от всех прочих и основывается на этических принципах, которыми он руководствуется при установлении своих интересов. И мало кто возьмется спорить о том, что основы христианской добродетели являются злом.




1. Чатри Хемапандха. Роль и значение дипломатии Римской Католической церкви на современном этапе европейской интеграции : Дис. ... канд. полит. наук : 23.00.04 : СПб., 2004 171 c. РГБ ОД, 61:05-23/88
2. “Social Change Hinges on ‘Small Daily Options’”, Zenit Daily Dispatch, April 9, 2001, ZE1040907
3. «Архиепископ Джованни Лайоло: Прежде всего необходимо развивать и укреплять личные отношения, чтобы преодолеть преграды взаимной подозрительности», Агентство религиозной информации БЛАГОВЕСТ-ИНФО, 26.10.2005 г.
4. Encyclical letter Caritas in Veritate of the supreme pontiff Benedict XVI to the bishops priests and deacons men and women religious the lay faithful and all people of good will on integral human development in charity and truth (http://www.vatican.va/holy_father/benedict_xvi/encyclicals/documents/hf_ben-xvi_enc_20090629_caritas-in-veritate_en.html)
5. Stephen Wentworth Arndt “Church and economy: Responsibility for the future of the world economy,” Communio 13 (Fall 1986): 199-204.
6. «Папа Римский Бенедикт XVI отметил важность соблюдения международного правопорядка, основанного на принципах и целях ООН» 18 апреля 20008 г., служба новостей ООН http://www.un.org/russian/news/fullstorynews.asp?newsID=9487
7. Pacem in Terris. Энциклика Папы Иоанна XXIII «Мир на Земле» о мире среди всех народов, основанном на истине, справедливости, любви и свободе. 11 апреля 1963 // Roma Locuta (приложение к газете «Свет Евангелия»), 2003, № 2.
8. Slavorum apostoli. // Иоанн Павел II. «Единство в многообразии». – М., 1993.
9. «Голос католиков-консерваторов стал решающим при отказе Ирландии от Лиссабонского договора», 17 июня 2008 г. Интерфакс-Религия. http://www.interfax-religion.ru/dialog/?act=news&div=24963
10. «Конференция ирландских епископов выступила с обращением в преддверии по Лиссабонскому договору», 4 июня 2008 г. ИТАР-ТАСС
11. Виктор ЕЛЕНСКИЙ, "Религии в Украине", специально для УНИАН, 06 июля 2009 г.
12. «Представитель Святого Престола в ООН: избежать риска попрания прав человека из-за экономического кризиса» http://www.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=268633
13. «Папа Римский не захотел выступать в Европарламенте», 21 июля 2008 г. http://news.gala.net/index.php?cat=23&id=298469
14. Обращение Иоанна Павла II к паломникам в Ватикане 16 февраля 2004 г. // http://www.religare.ru/print8370.htm
15. «Итальянку умертвили после 17 лет комы», 10 февраля 2009г. GAZETA.UA http://gazeta.ua/index.php?id=281970&lang=ru
16. «Все дороги ведут в Рим», 27 апреля 2009 г. Время новостей. http://www.vremya.ru/2009/72/5/228016.html
17. «Защитить права человека», 13 июля 2009, Радио «Ватикана» http://www.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=301926
18. Библия, Иаков 2:26
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments